Выставка “Вологодские кружева”

Виртуальная выставка “Вологодские кружева” проводится при содействии БУК Вологодской области «Вологодский государственный музей-заповедник».

Текст описания выставки взят из статьи М. А. Сорокиной.

Кружевной промысел на Вологодской земле был самым крупным в России. В конце ХIХ – начале ХХ в. занимались плетением около 40 тысяч кружевниц. При этом кружевоплетение получило развитие не по всей территории, а в самой Вологде и в 3 уездах вокруг нее. Самая значительная часть промысла сложилась вокруг Кубенского озера.

Вологда — один из древних городов России. В ее истории самым блестящим периодом считается ХVII век. В 1630-е годы там торговали 45 голландских и английских купцов, в городе возникла своя немецкая слобода». Развитие торговых связей способствовало проникновению из Европы образцов изделий, в том числе кружева, новых для того времени технологий. Вологодское кружево, как и многие другие центры в России, возникло под воздействием европейского кружева, получившего развитие на столетие раньше, его технологии, орнаментики и т.д.

В Вологде уже в конце ХVII века употреблялось золото-серебряное плетеное кружево. Производство кружева из металлических нитей до начала ХХ века существовало по большей части при монастырях и не имело того значения, которое приобрело льняное кружево, получившее свой собственный характер и свою выразительность.

Лён-стланец, который обладает прочностью и пластичностью, отличается благородством цвета и многообразием его оттенков, принес особую славу Вологодской губернии. Льноводство сохраняло значение одной из главных сельскохозяйственных культур и в ХХ веке. Вологодский льнокомбинат был одним из крупнейших в стране. Даже в конце ХХ века в Вологодской области можно было увидеть летом огромные поля цветущего льна. До сих пор льняное кружево высоко ценится, хотя как в прошлом, так и сейчас применяются и другие материалы — шёлковые, хлопчатобумажные, металлические нити.

Вместе с тем без прочного соединения с технологией — инструментами, приемами и навыками кружевоплетения — даже изобилие льняного волокна не могло привести к появлению столь яркого художественного явления, каким стало вологодское кружево. Каким образом и когда технология кружевоплетения распространилась в этом регионе — до сих пор научные исследования не ответили на этот вопрос однозначно.

Кружевные изделия были распространены и при царском дворе, и в купеческой, и в крестьянской среде. Только качество их, конечно, было различным. Ниже представлены образцы льняного крестьянского кружева.

Вологодское кружево на рубеже XIX-XX веков

В 1860-х годах в России появляется мода на кружевные шарфы, шали и косынки. Их носят в то время женщины разных социальных слоёв. Выполнение подобных кружевных изделий составляло отдельную отрасль, так называемое, “фасонное кружево”.

Материалом для плетения чаще всего служил шёлк чёрного, белого и бежевого цветов. Шарфы в Вологде называли палантинами, их носили на голове или накидывали на плечи. В большом количестве выплетали косынки разных размеров и с самыми разнообразными орнаментами. Кружевные косынки носили по праздникам, ходили в них в церковь. Зачастую кружевные шарфы и косынки вологжанки приобретали перед свадьбой.

Агитационное кружево

Как и любой вид декоративно-прикладного искусства, кружево менялось вместе со сменой исторических эпох.

В первые годы Советской власти одной из основных задач вологодских кружевниц было создание новых орнаментов, соответствующих духу времени. Новаторством в кружевоплетении стало создание изделий с изображением тракторов, самолётов и парашютов, портретов вождей революции и советской символики.

 Панно “Орден Победы” (1947 г.) отражает этап развития вологодского кружева сразу после завершения Великой Отечественной войны.

Фольклорные мотивы в вологодском кружеве

Новое поколение художников, ярким представителем которого является В.Н. Ельфина, продолжило работу старших мастеров промысла. В.Н. Ельфина начала работать художником вологодского кружева в 1953 году, окончив МХПУ им. Калинина. В 1959 г. она создала одно из самых значительных своих произведений — скатерть «Снежинка». Орнамент круглой скатерти диаметром 3 метра складывается из множества снежинок разной формы и размера. Соотношение масштаба мотивов, равновесие частей узора и фона найдено предельно точно. Так, ширина средней части равна ширине каймы по краю с более крупными мотивами. Чтобы избежать монотонности, эти части разделены точно рассчитанной по ширине полосой фона. По разнообразию деталей и в то же время их стилистическому единству это произведение остается непревзойденным.

Мастер В. Д. Веселова вместе с дочерью Н. В. Веселовой создали серию круглых скатертей, посвященных вологодским поэтам. Одно из них – «Угощаю рябиной» на тему стихотворения А. Яшина. Это поэтический рассказ о красоте северной природы, о весеннем цветении и поре созревания ягод, но выполненный средствами кружева. После длительного периода господства ровной полосы кружевной вилюшки, строгого рисунка мы отмечаем богатство фактуры и цветового решения кружева: в нем на суровом фоне льна вспыхивают яркие красные и белые пятнышки, выступают рельефные детали.

Древнему городу Вологде посвятила своё произведение А.Н. Ракчеева, назвав его «Святыни Вологды» (2003 г.). Художник нашла точное решение для выражения идейного замысла. Прямоугольная форма панно завершается тремя полукружьями и напоминает закомарные покрытия древнейших вологодских храмов. Изображение Софийского собора как главного памятника, являющегося эмблемой города, занимает центральное положение и заключается в овальный медальон из гибких растительных побегов. В верхней части панно под центральной аркой автор помещает Петровский домик, первый музей города, который для вологжан также является знаковым символом. В углах кружевной «картины» вологодские колокольни и ярусная барочная постройка (возможно, теплый Владимирский храм). В правом же нижнем углу вместо архитектурного сооружения — своеобразный памятник кружевному промыслу. Художник помещает стилизованное изображение кружевницы за работой. Таким образом, автор подчеркивает, что труд кружевницы, создающей ажурное воздушное полотно, сопоставим труду древних зодчих. Сухая и сдержанная графика архитектурных памятников в панно смягчается множеством декоративных разработок и различных решёток, заполняющих плоскости стен, статика зданий уравновешивается мягко изогнутыми ветвями растений и цветочными розетками. Сочетание отбелённого льна и серебристых нитей люрекса вызывает ощущение искристого и мерцающего на свету снега, всё празднично и нарядно.