Цветочные росписи.

 

Народное художественное творчество является одним из самых обширных и богатых направлений народной культуры. И художественные росписи – его неотъемлемая часть, их следует считать одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства. В русском народном творчестве существует большое количество видов росписей. Все они яркие, жанровые и отличаются друг от друга, но есть в них и похожие элементы.

Так, из-за схожих растительных узоров, часто путают Городецкую роспись и Полховско-Майданскую.

Давайте же сравним эти росписи и научимся их различать.

История росписи.

Городец.

Цветочные росписи., изображение №2

Городецкая роспись — это русский народный художественный промысел, особый вид росписи по дереву, который появился в середине XIX века в Нижегородской губернии. Родина городецкой росписи – Поволжье, в районе города под названием Городец. Жители близлежащих деревень и некоторых других поселков украшали прялки резьбой, а затем подкрашивали орнамент, чтобы потом продать изделия на нижегородской ярмарке.

Городецкой роспись назвали примерно 100 лет назад, до этого же местных мастеров именовали «курцевскими красильщиками» или же просто называли их творчество «нижегородской росписью».

Изначально городецкая роспись встречалась на доске прялок. Их украшали особой техникой инкрустации: в углубления изделия вставлялись фигурки, вырезанные из дерева другой породы. Таким образом, всего из двух оттенков чистого дерева мастера того времени создавали настоящие шедевры народного искусства.

Во второй половине столетия увеличилась потребность в изготовлении прядильных донец, и инкрустация стала очень трудоемким способом их украшения.

Было решено заменить ее резьбой с покраской, а уже ближе к концу века основным декором стали живописные элементы – роспись полностью вытеснила резьбу.

Вскоре яркими рисунками стали украшать не только прялки, но и сани, сундуки, мебель, игрушки, шкатулки, деревянные панно и многие другие предметы.

Полхов-Майдан.

Цветочные росписи., изображение №3

Село Полховский Майдан расположено на речке Полховка в Вознесенском районе Нижегородской области. Вокруг только лес да овраги. Именно на эти земли прибыли ссыльные, высланные по легенде с Дона за участие в крестьянской войне, они и стали основателями Полховского Майдана. “Майдан” – слово старинное, означает “сборище людей”, а реку назвали “Полховка” потому что всполошные (ссыльные) люди на ней поселились. Вот и получается: сборище на Полховке – Полховский Майдан. От названия села пошло название знаменитого промысла – полховско-майданской росписи.

В лесной, удаленной от железнодорожного сообщения местности в середине 19 местное население стало производить токарную некрашеную деревянную посуду. Но история возникновения именно полхово-майданской росписи по-настоящему начинается лишь в 20 столетии.

В 20-е годы промысел поджидал кризис. Мастеров-токарей отправляли на работу в колхозы, и, зачастую, не принимали их ремесленную продукцию на реализацию. Отдельные мастера решают объединиться в артель «красная заря». Так некрашеные деревянные изделия, наконец, становятся живописными. В это время образуются основные приемы росписи. Получается, что развитию полховской росписи поспособствовал кризис. В 60-е годы прошлого века артель стала Полхов-Майданской фабрикой игрушек. Еще через десятилетие в райцентре Вознесенское появляется производственно-художественное объединение «Полхов-Майданская роспись».

Узнаваемые изделия полхово-майданского творчества – игрушки-тарарушки: матрешки, свистульки в виде пташек, лошадки, грибы-копилки, коробочки-яблочки и балалайки. И, конечно, традиционная русская посуда – чаши, солонки, сахарницы. Занимаются местные мастера и расписными пасхальными яйцами.

Техника и сюжеты росписи.

Городец.

Городец – главный рынок сбыта расписной утвари. Мастера учитывали этот факт, и на узорах отобразились быт, нравы, образы, связанный с городком. Со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.

Изначально для росписи использовали яичные краски, а на смену им пришли масляные, темперные и гуашь.

Городецкую роспись выполняли на деревянной основе, которую перед этим грунтовали желтым, красным или черным цветами. Краски наносили большими цветовыми пятнами, после чего приступали к прорисовке деталей.

Цветочные росписи., изображение №4

Замалевки. Для узоров в виде ягодок и цветков применяют такие цвета: охра, розовый (смешение красного и белого тонов), чистый красный, бордо (красный и черный), голубой (синий и белый), синий. Для оформления листков используют чистый зеленый цвет. Маленькие листики и завитки иногда оформляли коричневой краской.

Теневка. Основные цвета теневки: черный, коричневый и синий. За счет использования глубокого черного тона, на фоне которого прорисовывали ключевые элементы орнамента, удавалось получить яркий и довольно контрастный узор. Если для теневки использовали коричневый тон, роспись получалась более легкой и нежной.

Разживка. Для разживки использовали белый цвет. Желтым оттенком пользовались реже. Он был нужен только в том случае, если листьям придавались объемные акценты.

Излюбленным мотивом городецких мастеров были цветы. Цветочный орнамент наиболее простой в исполнении. Выделяют несколько элементов орнамента:

«Букет» – симметричное изображение. Это небольшие композиции, состоящие из 1 – 3 цветков. Украшают коробочки, шкатулки, стаканчики, солонки, чашки, пиалы;

«Гирлянда» – вид «букета», когда один крупный цветок располагается в центре, а вокруг него выстраивается композиция с более мелкими цветками;

«Ромб» – вариация «гирлянды». Несколько крупный цветков формируют центр, а листья и бутоны уменьшаются на вершине ромба. Орнамент чаще украшает крупные сундуки, большие разделочные доски, дверцы шкафов и хлебницы;

«Цветочная полоса» – сложная композиция, состоящая из верхнего и нижнего ярусов. Орнамент может формироваться с полосы одинаковых по размеру цветков или из разных по цвету, форме и виду цветочных элементов;

«Венок» – вариация «цветочной полосы», но только замкнутого типа. Обычно украшает поверхности блюд, подносов, шкатулок, винных бочек.

Часто встречались изображения животных, в частности коней и птиц. Но некоторые мастера прибегали к более экзотическим образам, например рисовали львов. Такие рисунки обычно были парными: животные на изделиях смотрели друг на друга, как на гербах.

Различают симметричные и асимметричные композиции. Птиц и коней чаще всего размещают в центре цветущего дерева или в обрамлении венка. Встречаются изделия-комплекты, на каждом из которых расположено сразу несколько мотивов. Например, курица и петушок или две лошади разных цветов. Парное изображение пернатых олицетворяет семейную гармонию и благополучие. Лошадки символизируют успех и процветание.

Сюжетами городецкой росписи становились и жанровые сцены: праздники, прогулки, чаепития, охота, свидание влюбленных и многие другие. Сюжетные рисунки размещаются на крупных изделия: сундуках, блюдах, столешницах.

Полхов-Майдан.

При росписи деревянная основа покрывается жидким картофельным крахмалом, затем металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют (“наводят”) контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками – розовой, красной, зелёной, жёлтой, синей. Но может применяется и свободная кистевая роспись. Яркость росписи достигается с помощью техники “лессировок” (наложение чистых красок слоями одна на другую) и сочетания контрастных цветов (красный – зелёный, жёлтый – синий и т.д.). Основные элементы – цветы (роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись чаще всего представлена сельским пейзажем с речкой, домиками, мельницей на берегу, и обязательно рисуется небо.

Революционным моментом можно считать выжигательный аппарат, узнав о существовании которого, мастера решили сделать контур рисунка. А вскоре этот контур они начали заполнять краской – такая техника прижилась.

Потом художники решили, что выжигать – дело хлопотное, и обводка стала выполняться пером и черной тушью. И такой способ стал традиционным. Сегодня отдельные художники и вовсе используют специальный маркер. Развитие промысла стало возможным и благодаря появлению анилиновых красителей. Эти химические краски отличала особая яркость. Так, яркая картинка с тонкой черной обводкой и стала визитной карточкой росписи Полховского Майдана.

Традиционно цвет на изделия появлялся только с помощью анилиновых красок. И наносили их на поверхность в определенном порядке: сначала желтую, которую потом перекроют алой – так и выйдет ярко-красный цвет. Или желтую, которую перекрывают синей – и вот листики стали ярко-зелеными. А отличительной чертой, завершением цветового оформления считается черный контур элементов.

Цветочные росписи., изображение №8

Основные мотивы росписи – птицы, животные, цветы (мак, роза, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись тоже встречается, в основном мастера изображают сельский пейзаж: река, домики, мельница на берегу и церквушка. И обязательно венчает и умиротворяет этот пейзаж красная заря.

Узнают полхово-майдановскую роспись по красным цветкам, крупным, ярким, еще не распустившимся. Это не единственный сюжет, но он в большей степени ассоциируется с промыслом.

В выборе цветов доминирует следующее сочетание – желтый плюс темно-синий, зеленый и холодный красный.

Самый распространенный цветок росписи – роза, она предстает на изделиях в разных вариациях.

Приоритетный фон для орнамента – желтый, рисунок имеет черный, четко очерченный контур.

Яркие, нарядные, праздничные – так можно назвать цвета на полховских изделиях. Они воспевают жизнь, ее цветение, красоту каждого дня, саму радость жить и все это созерцать.

Игрушки.

Городец.

Городецкая роспись для детей интересна, прежде всего, яркими игрушками. Особенно популярными в своем время были фигурки коней с возками и коней-каталок. Лошадки-качалки большой спрос имели после революции, и изделия эти не были простыми. Сохранились подробные описания изготовления таких лошадок: на одну игрушку уходило 30 деталей и 40 отверстий. При этом лошадку делали без единого гвоздя и клея.

В 60-х, 70-х годах прошлого века в игрушечном деле Городца возникли механические игрушки (вроде шарманки), Полька, Развод солдат, перепляс и кукольные расписные деревянные гарнитуры.

Полхов-Майдан.

В 1928-1930 гг. было налажено производство расписных выточенных на токарных станках игрушек — свистулек, матрешек, яиц, балалаек, грибов-копилок, шкатулок-яблок, самоварчиков, которые и были названы «тарарушками»(от слов: тараторить, трещать, шутить).

Полховский Майдан интересен прежде всего тем, что стал одним из первых сёл, где производство матрешки превратилось в масштабный промысел.

Строгать и красить матрешек начали в близлежащих селах, эту традицию перенимали друг от друга мастера, и дошла она, наконец, до Полховского Майдана. И, безусловно, местные творцы решили отличиться. Полховский Майдан роспись придумал интуитивно, ориентируясь на желание сделать красиво и чуть иначе, чем у других.

Полхов-Майданская матрёшка отличается от своих «сестёр». Это заметно по форме — голова слегка приплюснута, сама более вытянута, стройна.

В росписи используются яркие краски. Сейчас от традиции немного отошли, но классическая Майданская матрёшка рисовалась без ручек. Они как-бы прикрыты платком.

Вместо сарафана – овальный передник, украшенный крупными яркими цветами. На голове не платок, спадающая на плечи накидка, ягоды и листья сплошь закрывающие фигурку, а на макушке – цветок

Таким образом, подробно изучая тот или иной вид искусства, вы начинаете безошибочно различать его элементы среди многих других.

Да, элементы Городецкой росписи и Полховско-Майданской похожи, но если поместить рядом изображения и сравнить, то вы с легкостью отличите одну от другой.