Статья о росписях Северной Двины

Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись, поднос.
Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись, поднос.

Размеренный уклад жизни северодвинцев влек в эти края переселенцев, искавших спокойствия и мира. Культуры переплетались, традиции наслаивались друг на друга, простое крестьянское творчество превращалось в самобытное искусство. Сегодня северодвинская роспись по праву считается культурным наследием России, история которого не должна быть забыта.

История возникновения

Расписное искусство, зародившееся в северодвинских селах, сопричастно с традициями книжного рукописного издания. Книги в то время были не просто переписью содержания, они оформлялись не без помощи декоративных приемов, дополнялись иллюстрациями, узорами, орнаментами. И этот дух декоративности умельцы-переписчики перенесли на иную платформу – стали расписывать предметы быта, утварь. Так и появилась знаменитая северодвинская роспись.

Название общее, привязанное к географическому центру производства. Иначе именуют его как Северная роспись (или с уточнением – Северная роспись по дереву). В конце 13 столетия в селах, расположенных по течению реки Северной Двины, в Вологодской и Архангельской губерниях зародился промысел расписных и резных работ. Из дерева местные умельцы производили посуду, игрушки, орудия труда, мебель и прялки – и эти предметы украшали рисунки и резьба.

Северодвинский край подарил русской культуре крупнейшее направление отечественного промысла, легко узнаваемое, яркое, самобытное.

Разновидности росписи Северной Двины

Промысел под этим названием принято разделять на три равноценные группы – пермогорская, борецкая, ракульская росписи. Названия направлений связаны с местностью, поселениями, где они зародились. Это важно: несмотря на общие черты росписи Северной Двины, каждое художественное течение имеет существенные отличия.

Ракульская роспись.В деревнях по реке Ракулке, что впадает в Северную Двину, зародилась особая техника. Ее основой был растительный орнамент, представленный декоративными листочками. Птицы, окаймленные черным контуром, доминирующие золотистая охра и черный цвет, различные усики, завитки, прожилки – все это приметы ракульской росписи.Запоминается и базовый орнамент направления – изогнутый стебель с идущими в сторону разноцветными каплями. С цветом мастера работали смело, фоны расписных прялок часто желтые, но локальные цвета (белый, красный, зеленый) создавали общее яркое впечатление.

Ракульская роспись, поднос.
Ракульская роспись, Основные растительные элементы.
Ракульская роспись, поднос.

Борецкая роспись.Знаменитые борецкие прялки часто сравнивают с иконостасом, но от искусства иконописи мастера из села Борока брали только внешние черты, эстетику. Постепенно из художественных заимствований сформировался свой стиль, неповторимый и изящный.Круг сюжетов направления широк: труд и быт, обряды, праздники. И, конечной, северный промысел делал акцент на сакральности изображения, смысловом богатстве работы.

Борецкая роспись,тарелка.
Борецкая роспись, доска.
Борецкая роспись,тарелка.

Пермогорская роспись

Пермогорская роспись – русский народный промысел Архангельской области. Развит в деревнях Черепаново, Большой Березник и Грединская в 4 км от пристани Пермогорье.

История росписи берет свое начало в Архангельском крае, происходит из Пермогорья — группы деревень Красноборского района под общим необычным названием Мокрая Едома. Это деревни Черепаново, Помазкино, Большой Березник и Гридинская в 4 км от пристани Пермогорье, Красноборского района Архангельской области.

Техника исполнения, её колорит, композиционное построение, сюжеты указывают на непосредственную связь пермогорской росписи с древнерусскими книжными миниатюрами и иконографией.

Росписи Северной Двины., изображение №6

В цветовой гамме преобладают белый фон и красный основной узор. Жёлтый и зелёный цвета являются сопутствующими. Большое значение имеет тонкий чёрный контур. Мастера используют кобальтовый оттенок, а также золотой. В ранних работах пермогорская роспись включала орнаменты, сделанные желтой охрой, насыщенно-бордовым и несколько приглушенным зеленым цветом.

Жанровые сцены и узоры

Пермогорская роспись — графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контуром, а затем по нему накладываются цвета. Основными составляющими орнаментами и узорами пермогорской росписи служат трилистник, цветы и ягоды. На волнистую линию многие мастера наносили все эти элементы в произвольной последовательности, заполняя пустующие места отдельным цветком или ягодой. Несколько реже пермогорская роспись изображала человека или птицу, домашнее животное, отдавалось предпочтение все же растительному элементу.

Многие мастера имели в своем арсенале любимые элементы. Так, пермогорская роспись некоторых пестрила символом благополучия – деревом, состоящим из двух веток, произрастающих из земли и украшенных трилистниками. На ветвях дерева счастья мастера зачастую «рассаживали» чудесных птах. Хотелось бы отметить особым вниманием такой символ счастья в орнаменте, как птица Сирин. Ее очень часто содержит пермогорская роспись. Птица Сирин представляла собой изображение в пояс и формировалась в виде геометрического орнамента – в итоге получался своего рода медальон. Изначально сам узор Сирин был символом темных сил, и ему противопоставлялась в пермогорской росписи птица Гамаюн как доброе начало в мире.

Росписи Северной Двины., изображение №7
Росписи Северной Двины., изображение №8

Зачастую пермогорская роспись по дереву также сопровождалась и соответствующими текстами-пожеланиями. Так, к примеру, на колыбели младенца – надпись о долголетии и здоровье, просьба расти на радость друзьям и родным и быть гордостью и опорой собственным родителям. А вот на миске можно было встретить подпись такую: с одной стороны – «Неси», с другой – «Не плещи», и многие иные добрые и зачастую с ноткой юмора фразы и высказывания.

Наравне с растительными орнаментами были достаточно популярны и сценки из повседневной жизни. На коробах изображали семейную пару или единорогов (мифическое существо, символизирующее целомудрие, в широком смысле духовную чистоту и искания), иногда львов, охотников, ткачих, прядильщиц, сцены чаепития, посиделок. Одновременно с ними на предметах обихода изображали кошку – символическое изображение семейного уюта и где-то даже домового.Часто встречаются кони, запряженные в карету, сани или плуг, всадник на коне или отдельный конь среди растительного орнамента. Также в ранней пермогорской росписи в сценах охоты, сбора ягод, катания в упряжке часто изображался олень. Среди растительного орнамента можно увидеть кабана, лисицу, собаку.

Предметы

Круг расписываемых предметов в Пермогорье велик — деревянная и берестяная посуда, росписью покрывались колыбели, прялки, хлебницы, блюда, туеса, ендовы, ставы, жбаны, чарки, солоницы, вёдра, набирухи, короба, ларцы, сундуки, подголовники и даже санки, телеги, хомуты и ткацкие станки. Больше всего расписывались прялки.

Расписная прялка.
Расписная тарелка.
Расписная утица-ендова.
Расписные туеса.
Расписная шкатулка.
Известные мастера, прославившие пермогорскую роспись на весь мир — династия Ярыгиных, Хрипуновых и Хвостовых.