Создание игрушки начинается с добычи глины. Традиционно в хлудневском промысле использовалась местная синяя глина. Добывали её в глубоких глиняных колодцах, которые копали зимой. В период оттепели и летом колодцы затапливало водой. Несколько семей объединялись и вместе копали колодец в течение нескольких дней, выжидая пока промерзнет свежевыкопанный участок, а потом продолжали копать. Заготавливали глину на всех, чтобы хватило до следующей зимы.
Глина вымораживалась, отлёживалась, перемешивалась. Перед работой каждый кусочек синей глины разминался руками мастера.
В послевоенное время производство хлудневской игрушки было затруднено. Женщины не могли копать колодцы, а трудоспособных мужчин не хватало. Большая часть горнов для обжига была разрушена.
Но создание маленьких свистулек продолжалось. Глину стали добывать в местах, где она выходила на поверхность. В отличие от глины, добытой в глубоком колодце, в этой были не только камушки и корешки, но и вкрапления известняка, что влияло на пластичность сырья и прочность готовой работы. В этот период времени глина набиралась в малых количествах и не отлёживалась, а сразу шла в работу.
В результате, в послевоенное время процесс добычи глины для создания хлудневской игрушки был упрощен и стал отличаться от традиционного.
Второй этап – лепка. Лепили хлудневскую игрушку из заготовленной глины в течение года: весной, летом, осенью. За это время глина успевала отлежаться. Залегающее на глубине сырьё практически не содержало примесей известняка, что корней и другого сора, что ускоряло процесс подготовки глины к лепке.
Синюю глину разминали, убирая примеси и выгоняя пузырьки воздуха. А потом уже с помощью вдохновения и подручных инструментов создавали игрушку.
Декорирование поверхности игрушки.
- Примазка длинных колбасок или валиков из свежей глины. Такие валики накладывались на поверхность ещё сырых игрушек, слегка вдавливались и уплощались, становясь похожими на ленты. Концы этих лент примазывались мокрыми пальцами к поверхности игрушки. Такие детали, как правило, формировали элементы фигурки: детали головного убора, пояс, воротник и т.п.
- Таким же способом примазывался шарик из глины, который превращался в лепёшку при надавливании. Таким образом формировали пуговицы, пряжку пояса, серьги и т.д.
- Примазанные колбаски декорировали насечками.
- В последнюю очередь на подсыхающей глине делали проколы. Ими намечались глаза, ноздри на лицах людей и животных, отвороты одежды, ожерелье и т.п.
Слепленная игрушка несколько дней высыхала на свежем воздухе, и только после этого её можно было отправить в печь.
Следующий этап создания игрушки — это обжиг.
На обжиг собирали большие партии игрушек и закладывали в земляные горны, где игрушка обжигалась при высокой температуре порядка 3-4 часов.
В послевоенное время большинство горнов было разрушено, а обжиг в сохранившихся требовал большого количества дров и был дорог. Игрушку стали обжигать в маленьких самодельных “горнушках”, небольшими партиями. Изделия помещались внутрь самодельного горна и прикрывались сверху небольшими черепками от старой посуды.
Процесс обжига начинался с разогрева. Сперва зажигали щепки, потом жгли небольшие поленца. Хорошо разогрев изделия в горн закладывали крупные дрова.
К концу обжига разводили самый сильный жар и снимали часть черепков, чтобы не закоптить игрушки. Обжиг требовал постоянного внимания мастера.
Иногда игрушки обжигали вместе с глиняной посудой. Если изделие пережигали или задымляли, то оно приобретало серый или желтоватый цвет. В этом случае поверхности игрушек белили и приступали к росписи.
Обожжённую игрушку очищали от остатков золы, смахивая их пучком перьев, при необходимости игрушку белили.
Изначально расписывали игрушки куриными пёрышками или размоченными деревянными палочками. Позже стали использовать кисточки.
Из красок мастера предпочитали красители для ткани, фуксин. Позже стали применять акварель, но не любили гуашь. Основой красок служило куриное яйцо. Для замешивания использовали глиняные черепки.
Традиционные цвета глиняной игрушки: красный, желтый, зелёный, синий.
Партию игрушек выставляли в ряд и по очереди наносили краски сначала одного цвета, затем другого и так далее. Выделяли значимые элементы изделия: морду, уши, рога зверя; гребень, клюв, хвост и крылья птицы; кисти рук, контуры и элементы одежды у людей.
Мастера часто наносили полоски различных форм, точки, кружочки, пятна. Реже в росписи использовались такие элементы, как “запятые”, “скобочки”, чёрточки.