Виртуальная выставка “Дымковская игрушка” проводится при содействии Кировского городского отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» – Народный художественный промысел «Дымковская игрушка»
С 1981 года в Кирове работает музей истории промысла, где собрана коллекция игрушек старых мастеров начиная с последней трети 19 века, а также работы нового поколения мастериц. Эта коллекция насчитывает более 1000 игрушек. В 2011 году была осуществлена реконструкция экспозиции музея «Дымковская игрушка: история и современность», закуплено новое оборудование. В музее проводятся экскурсии, мастер-классы, встречи с мастерицами разных поколений. Помимо постоянной экспозиции открываются новые временные выставки. В 2015 году был издан иллюстрированный каталог коллекции игрушек данного музея.
Дымковский промысел — уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков, один из самых известных и популярных народных промыслов, слава которого давно перешагнула границы нашей страны.
Дымковская игрушка – это вылепленные из глины вручную фигурки, побелённые и расписанные многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, полос, клеток, прямых и волнистых линий, точек с добавлением позолоты в форме квадратов и ромбов. Отличительными чертами дымковской игрушки являются округлость линий, статичность, простота, лаконичность, условность, позволяющие точно и выразительно передать типаж, прибавив к нему нотку мягкого, доброго юмора.
История промысла
История промысла имеет глубокие корни, которые до конца не изучены. Своё название игрушка получила от слободы Дымково, что до сих пор находится на противоположном берегу реки Вятки. Точное время возникновения промысла назвать трудно. Первое письменное упоминание относится к началу XIX столетия, однако в нём о промысле говорится как о сформировавшемся. Сама слобода существует с конца XVI века, поэтому, возможно, история игрушки насчитывает несколько веков.
Изготовление и массовая продажа глиняных игрушек и свистулек были приурочены к местному уникальному древнему празднику — Свистопляске (Свистунье), проводимому ежегодно в четвертую субботу после Пасхи. Праздник начинался с поминовения предков, погибших в легендарном Хлыновском побоище, в часовне, поставленной на высоком откосе Раздерихинского оврага. Далее в течение трёх дней длилось весёлье, сопровождаемое свистом в глиняные свистульки и дудочки, продаваемые на ярмарке.
Ещё одним традиционным действом было катание со склонов Раздерихинского оврага глиняных шаров, которые на ярмарке продавали вёдрами. Окрашенные чёрной или белой краской с разноцветными крапинками или обмоченные в смолу полые шары с горошком или камушками внутри ловили сбегавшиеся вниз и стоявшие по откосам оврага ребятишки. Когда праздник заканчивался, расписанные игрушки ставили на окна между рамами.
Однако, уже к началу ХХ столетия удивительный, сказочный мир дымковской игрушки был на грани исчезновения. И спасли его два замечательных человека: вятский художник Алексей Иванович Деньшин и мастерица Анна Афанасьевна Мезрина.
Дело в том, что на ярмарках всё чаще стали появляться у игрушки соперники – гипсовые изделия, отливаемые в формах, что удешевляло процесс производства, тогда как каждая глиняная игрушка каждый раз от начала и до конца лепится и расписывается вручную мастерицей. Гипсовые изделия были дешевле, подражали модным фарфоровым статуэткам, поэтому и покупали их больше. И если в XIX веке в слободе Дымково было аж до 50 семей игрушечниц, то в начале прошлого века глиняные игрушки продолжала лепить лишь одна единственная мастерица – Анна Афанасьевна Мезрина.
За её работой любил наблюдать молодой художник Алексей Иванович Деньшин. Не только смотрел, но и зарисовывал. Вскоре он издал 3 рукотворных альбома, вышедшие в Вятке и Москве небольшими тиражами, где не только поместил все рисунки, но и от руки написал текст по истории промысла, оформил и сам вручную раскрасил каждую зарисовку. Также он собирал и отвозил в столичные музеи коллекции дымковских игрушек. Именно благодаря его деятельности, жители нашей огромной страны узнали о существовании промысла. О дымковской игрушке стали писать в газетах и даже представляли на международных выставках в Париже и Нью-Йорке. В промысел стали возвращаться старые мастерицы. Стараниями А.И.Деньшина в 1933 г. при Вятской фабрике гипсовых изделий была организована артель «Вятская игрушка». Вскоре после этого, в 1939 г бригада мастериц (Е.А. Кошкина, Е.И. Пенкина, О.И. Коновалова, З.ф. Безденежных) под руководством Алексея Ивановича участвовала в оформлении зала Кировской области на открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. Так появился дымковский рельеф.
С 1955 года промысел перестал быть сугубо наследственным. В 1958 году был проведён масштабный набор желающих стать мастерицами со стороны.
В течение второй половины ХХ века наблюдалось увеличение спроса на игрушку, поэтому она в большом количестве шла на экспорт. В 1980-е гг. в коллективе работало уже около 70 человек. Именно тогда для промысла было построено новое здание в центре города с мастерскими, где и по сей день в строгом соответствии с древними традициями рождается в умелых руках мастериц дымковское чудо.
Экспонаты Музея дымковской игрушки
Одна из самых крупных игрушек музея.
Размер: 33,0х20,5х18,3 см
Пенкина Зоя Васильевна (1897-1988). Роспись Киселёва В.В. (р.1923)
Уникальное произведение, созданное потомственной мастерицей из слободы Дымково. За основу композиции был взят традиционный для дымковской игрушки образ крестьянки (кормилицы, няни).
Данный сюжет является уникальным, авторским, поэтому мастерицы соблюдают этику и никогда не будут копировать в точности данную работу. Право повторения сюжета закреплено только за потомками мастера.
Автор игрушки – Трухина Н.П., Заслуженный художник России, член ВТОО «Союз художников России». Пришла в промысел в 1958 г.. Вела большую общественную работу, была председателем правления ТО НХП «Дымковская игрушка» (возглавляла промысел). Участник отечественных и зарубежных выставок, в том числе нескольких персональных. Стала учителем для четырёх мастериц.
История появления космической темы в промысле очень любопытна. Когда страна стала активно осваивать космические просторы, это вызвало огромный резонанс во всех сферах, в том числе и среди молодых мастериц промысла. Пробовали лепить Белку и Стрелку на земном шаре, ракеты, спутники, однако художники, всегда помогавшие промыслу, сказали осторожнее относиться к воплощению подобных технических сюжетов, т.к. данная тема сильно выходит за рамки традиционного круга образов.
В данном случае мы видим успешную реализацию сюжета, т.к. стилистика его воплощения не выходит за рамки традиции. Даже костюмы космонавтов слеплены по аналогии с традиционным образом самоеда (условно «чукчи»).
Композиция сделана по песне «И на Марсе будут яблони цвести». Изображены женщины-космонавты: Валентина Терешкова и Светлана Савицкая.