Образы и их значения в Хлудневском промысле

Традиционная палитра хлудневских игрушек включает в себя четыре основных цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный.
Сначала применялись минеральные красители, различные глины-ангобы, смешанные с яйцом и молоком. Чаще всего использовали краски, добытые из цветов и растений:
• Оранжевая – из молочая, зверобоя;
• Светло-жёлтая – из цветов ромашки;
• Жёлтая – из гречихи, шелухи лука;
• Тёмно-синяя – из васильков;
• Зелёная – из черной ржи.
Первоначально роспись осуществлялась соломинками, палочками.
В XIX веке стали использовать анилиновые красители – фуксин, а наносили краску уже перьями и кисточками.


Хлудневская роспись выделяется на фоне других видов – она лёгкая, штриховая и точечная. Рисунками украшаются некоторые части игрушки. Преобладают волнистые, зигзагообразные линии, солнечные символы, ромбы, квадраты, кресты.

В целом орнаментальные мотивы, солярные знаки (символы Солнца) и знаки плодородия восходят к древнему славянскому орнаментальному комплексу.

глиняные игрушки горница дом мастеров Калуга

Только в хлудневском игрушечном промысле встречается загадочный образ Рогаля. Рогаль – мифическое существо, похожее на чёртика.
Нет точного смысла и значения данного персонажа. Нет точного представления кто он и где живёт. Этот образ передавался с далёких времён и уже никто точно не может ответить на вопросы о Рогале.


Е.Д. Манушичева называла рогалем инструмент, которым вынимают горшки из печи (более распространенное понятие «ухват»). Так же она говорила, что Рогаль живёт за печкой. В народном хлудневском представлении Рогаль – это образ некой силы, домового, живущего в доме за печью, помогающий в домашнем быту.

В хлудневском игрушечном творчестве можно встретить фигурки Рогаля с птицей в руках или в игрушке, где баба держит его на руках как ребёнка. Иногда среди глиняных игрушек можно встретить образ Рогаля как животного.

 

Свистульки были самым популярным товаром на ярмарках и предназначались для детей. Мастерицы лепили их сотнями и распродавали на ближайших ярмарках. Простые и ярко раскрашенные, они охотно раскупались, чтобы занять маленьких детей.

Свистульки на двух ножках

Свистульки различали по количеству ножек: без ножек и на двух ножках. В большей массе создавали эти игрушки вальковой формы (без ножек), их нельзя было поставить на какую-либо поверхность и сложно было использовать в игре. Это были самые дешёвые игрушки, они предназначались для детской игры и «жили» в рамках ярмарки. Свистухи посложнее, с двумя ножками, стоили немного дороже и их уже можно было ставить на поверхность как фигурки и использовать в композиционных играх с несколькими другими подобными игрушками. Были и гудухи – большие свистки с низким тоном.

Свистульки на четырёх ножках

Головки свистулек имеют тенденцию к оборотничеству: в одном ракурсе это птичка с поднятыми крыльями, в другом она превращается в голову рогатого животного, а в третьем – в цветок.

Свистульки вальковой формы

Мастерицы любили лепить свистульки и лепили их большими партиями не только потому, что они быстро раскупались, но и потому, что их легко было перевозить, раскладывать и собирать в сумки. Делать это приходилось часто, так как для торговли на ярмарках требовалось специальное разрешение, которое было не у всех.

В хлудневской глиняной игрушке представлено множество различных птиц – петух, курица, утка, жаворонок, кукушка, соловей, гусь, голубь. Они встречаются и как отдельные игрушки (свистульки), и в сюжетных образах (древо жизни с птицами, баба с птицей в руках и т.п.).

Древо жизни с птицами

Птица олицетворяла и весну, и тепло, и солнце. Птица – знак памяти об усопшем, знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета. Птица – знак хорошего урожая; знак счастливой семьи: жениха и невесту величали «лебедем да лебёдушкой».

Существовало поверье, что душа (особенно женская) могла быть птицей. Русские люди верили, что под влиянием потрясения или колдовства девушка (или молодая женщина) может на время переродиться в птицу. При помощи свиста птицы-свистульки люди отгоняли злых духов. Праздник «свистопляски» был широко распространён на Руси. Чтобы «высвистать» всё, что за зиму накопилось, у славян и других народов в числе многочисленных весенних праздников аграрного цикла, подготавливающих землю к севу, есть обычай приглашать скоморохов, дудеть на дудках, поднимать весенний шум и свистеть.

Свистулька с птицами

В хлудневском игрушечном промысле встречается образ петуха. Эти домашние птицы встречали рассвет, будили людей по утрам, поднимали их на работу.
Игрушки лепили разных размеров: маленькие для игры детям, сюжетные игрушки побольше олицетворяли сказочных персонажей (например, из сказки «Лиса и петух»), большие фигурки создавали, чтобы отразить и прорекламировать свое мастерство в игрушечном деле. Эти большие образы петухов украшали подоконники в домах.

Образ птицы в хлудневской игрушке